Алкоголизм - карусель отрицанияАЛКОГОЛИЗМ - КАРУСЕЛЬ ОТРИЦАНИЯ Джозеф Л. Келлерман Алкоголизм - трагическая пьеса из трех актов, в которой по крайней мере четыре действующих лица: сам алкоголик и его семья, друзья, сотрудники по работе и даже профессиональные социальные служащие могут принимать участие в подддержке движения Карусели. Алкоголизм редко возникает у изолированных от окружения лиц, он также редко продолжается при отсутствии связей с окружающими. Некто пьет слишком много, напивается, окружающие же реагируют на его выпивку и на ее последствия. Пьющий отвечает на эту реакцию и снова пьет. Это превращается в Карусель обвинения и ОТРИЦАНИЯ, ниспадающую спираль, столь характерную для алкоголизма. Поэтому, чтобы понять алкоголизм, мы должны интересоваться не только самим алкоголиком, но попытаться увидеть всю болезнь, как если бы мы сидели в театре и смотрели пьесу, тщательно наблюдая за ролью каждого актера в драме. В начале пьесы мы видим в первом акте алкоголика в главной роли. Только он играет активную роль, все остальные лишь реагируют на его действия. Обычно это мужчина от 35 до 55 лет, как правило, способный, умелый, часто преуспевающий на своей работе, но цели его бывают гораздо выше его способностей. Мы видим, что он чувствительный, одинокий и внутренне напряженный. В нем также заметна некоторая незрелость, приводящая к определенной зависимости. Однако, стараясь ОТРИЦАТЬ этот факт, он может действовать с подчеркнутой независимостью. Он также ОТРИЦАЕТ, что является ответственным за результаты своей деятельности. Эти зависимость и отрицание определяют название пьесы "Карусель отрицания". Для того, чтобы он мог действовать подобным образом, все остальные должны обеспечить ему такую возможность. Поэтому мы должны полностью понять роль каждого актера в этой пьесе. Алкоголик давно заметил, что использование алкоголя улучшает его самочувствие. Для него это не проклятье, а спасение, не яд, а лекарство. На несколько часов алкоголь скрывает все его несчастья, устраняет страхи, снимает напряжение, смягчает одиночество и решает все проблемы. АКТ 1 Пьеса начинается словами алкоголика, что никто не вправе давать ему указания, что он должен делать, - он будет указывать всем. Это препятствует обсуждению в семье вопросов, связанных с выпивкой и ее последствиями. Даже если его пьянство уже вызывает серьезные проблемы, он просто не желает их обсуждать. Все разговоры похожи на улицу с односторонним движением. Такое впечатление, что никто никого не слышит. Обе стороны говорят одно, а делают другое. Именно поэтому для понимания алкоголизма следует внимательно посмотреть эту пьесу. Если сосредоточиться на одном алкоголике или ознакомиться с научным описанием его болезни, то будет видима лишь часть драмы. Ключевым понятием алкоголизма является ОТРИЦАНИЕ, потому что снова и снова делают то, что зарекались не делать, или отрицают то, что они делали. Если бы мы смотрели эту пьесу по телевидению, то ее проще было бы понять при выключенном звуке. В начале первого акта алкоголик испытывает потребность выпить, что он и делает. Он выпивает не медленно и спокойно, а быстро и напряженно. Он может выпить открыто, но скорее всего он предпочитает скрывать, сколько он пьет, и поэтому выпьет вне сцены, в отсутствие других персонажей пьесы. Это первое выражение отрицания: скрывать количество выпитого. Но это также доказывает нам, что он знает, что пьет слишком много. Он пьет БОЛЬШЕ других, ЧАЩЕ других, а главное - выпивка значит для него гораздо больше, чем для других. Пить слишком много и слишком часто - не результат добровольного выбора. Это первый признак алкоголизма. Повторяющееся ОТРИЦАНИЕ, выражающееся в припрятывании бутылки и выпивке в одиночку, показывает, насколько существенным стал алкоголь для улучшения самочувствия алкоголика. После одной-двух порций спиртного он уже не может остановиться. Немного позднее мы видим, как сильно изменяется алкоголик. Очевидно, он проявляет и испытывает ощущение успеха, благополучия и самодостаточности. Он в центре мира и может вести себя, как маленький бог. Теперь он во всем прав, а все остальные неправы, особенно если кто-то начинает возражать против его выпивки. Разумеется, будучи выпивши, алкоголики могут вести себя по-разному, но всегда - неразумно, безответственно, почти бессознательно. Они имеют склонность игнорировать правила общественного поведения, вплоть до криминальных нарушений, одним из примеров которых является управление автомашиной в нетрезвом состоянии. Если бы так вел себя трезвый человек, мы сочли бы его душевнобольным. Если пьянство продолжается достаточно долго, то алкоголик создает критическую ситуацию, и у него возникают проблемы, неприятности. Проявляться это может по-разному, но причина всегда одна: будучи зависимым человеком, он ведет себя как независимый, и выпивка помогает ему убедить себя, что он действительно независим. В то же время последствия выпивки делают его все более зависимым от других. Когда наконец возникают созданные им самим неприятности, он игнорирует их, уходит от них, ждет, что "как-нибудь уладится", или умоляет, чтобы кто-нибудь помог ему выбраться. Алкоголь, сначала дававший ему ощущение успеха и независимости, теперь срывает с него маску и обнаруживает беспомощного, зависимого ребенка. АКТ 2 Во втором акте алкоголик ничего не делает, но ожидает, что все за него сделают другие. Три других действующих лица играют свои роли в пьесе и алкоголик пользуется результатами их действия. Он почти или вообще ничего не делает; все во втором акте делается для него. СПАСАТЕЛЬ Первым появляется некто Спасатель или Помощник, которого собственное чувство вины или беспокойства побуждает вызволить друга-алкоголика из его беды. Он стремится спасти алкоголика от непосредственных неприятностей и облегчить ужасное состояние, возникшее в связи с чрезвычайной ситуацией. На самом деле этот человек старается не столько помочь алкоголику, сколько удовлетворить некотрую собственную потребность, хотя сам он об этом может и не догадываться. В роли Спасателя часто выступает мужчина, являющийся родственником или знакомым алкоголика, но эту роль может играть и женщина. Часто эту роль играют также "профессиональные помощники" - священнослужители, врачи, юристы, работники социального обеспечения. Большинство из них не проходило какой-либо специальной подготовки по проблемам алкоголизма, столь необходимой в данном случае, и поэтому они действуют в этой ситуации так же, как и непрофессиональный Помощник. Это лишает алкоголика процесса обучения при ИСПРАВЛЕНИИ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК, приводит его к мысли, что всегда найдется покровитель, который выручит его, хотя Спасатели и клянутся, что делают это в последний раз. Но они делают это снова и снова, и алкоголик уверен, что так будет продолжаться всегда. Эти спасательные операции становятся столь же неизбежными, как и сама выпивка. ЖЕРТВА Следующее появляющееся на сцене действующее лицо можно назвать Жертвой. Это может быть начальник, работодатель, мастер или инспектор, старший офицер у военных, партнер по общему делу или даже просто сотрудник по работе. Жертва - это лицо, отвечающее за выполнение работы во время пьяных прогулов алкоголика или в те периоды, когда он с похмелья работает лишь наполовину. Статистика показывает, что ситуация, когда выпивка начинает сказываться на работе, наступает часто после десяти или более лет работы алкоголика на одном предприятии, и его начальник становится за это время ему настоящим другом. Покровительственная защита является нормальной реакцией такого начальника, тем более что он все время надеется, что это будет последний раз. Алкоголик становится полностью зависимым от этого прикрытия со стороны Жертвы - иначе он не смог бы продолжать бы пить в той же степни. Иначе ему пришлось бы выбирать: прекратить пить или потерять работу. Но именно Жертва позволяет алкоголику продолжать свою безответственную пьянку, не теряя работы. ПРОВОКАТОР Третье действующее лицо играет ведущую роли в данном акте нашей пьесы, это супруг (вупруга) или родственник алкоголика, в общем, лицо, с которым живет алкоголик. чаще всего это жена или мать. Она является ветераном данной роли и исполняет ее дольше других действующих лиц в этом акте. Она выступает в роли Провокатора. Она страдает и растраивается от повторяющихся пьяных выходок, но она старается сохранить семью несмотря на неприятности, возникающие из-за выпивки. В качестве ответной реакции, она вносит в семейную жизнь свою обиду, горечь, беспокойство и боль, и тем самым становится источником провокации. Она старается управлять, изменить все к лучшему, она жертвует, улаживает, никогда не сдается, не впадает в отчаянье, но и никогда не забывает. Алкоголик считает, что его недостаток простителен, но что она не может его "предать". Она имеет право действовать полностью независимо, делать все, что пожелает, а она должна делать то, что он ей скажет. Она должна быть дома, когда он возвращается домой, если он возвращается. Ее роль можно также назвать Приспособленцем - она постоянно приспосабливается к кризисам и несчастьям, возникающим из-за выпивки. Алкоголик обвиняет ее во всех бедах, происходящих в домашних и семейных делах, она же делает все возможное, чтобы сохранить семейную жизнь и доказать, что он неправ. Она выполняет обязанности жены и домохозяйки и, кроме того, пытается принести в семью дополнительный заработок. Проживая с человеком, больным алкоголизмом, она старается быть для него медицинской сестрой, врачом и советником. Она не может играть эти три роли, не травматизируя себя и своего мужа. Она настолько раздражена, что не может разговаривать с мужем, не добавляя горечи, обвинений, обид и враждебности в ситуацию, которая и без того почти невыносима. Тем не менее, правила нашего общества заставляют жену играть именно эту роль. Если она не будет этого делать, то обнаружит, что семья и общество считают, что она не справляется с обязанностями жены. Что бы ни делал алкоголик, он должен в конце концов оказаться "дома" (куда идет каждый, кому некуда больше идти). Второй акт пьесы теперь разворачивается полностью. Беспомощный алкоголик спасен, восстановлен на работе и упрочен в кругу семьи. Тем самым он обряжен в одежды ответственного взрослого. Ввиду того, что все это сделал не он, а другие, его зависимость выросла и он остался ребенком в костюме взрослого. Таким образом, неприятные проблемы и следствия пьянства были устранены другими. Они исправили все, что напортил алкоголик. От его пьянства пострадали другие люди, но не сам алкоголик. Все это позволяет ему продолжать обращаться к выпивке, как к способу решения своих проблем. В первом акте алкоголик преодолел все свои беды с помощью выпивки, во втором - все непрятные последствия выпивки были устранены другими людьми. Это упрочило в алкоголике уверенность, что он и дальше может продолжать в том же безответственном духе. АКТ 3 Начало третьего акта сходно с началом первого, но кое-что все-таки было добавлено во время первого и второго актов. Необходимость ОТРИЦАНИЯ своей зависимости теперь выросла и должна быть выражена сразу и более энергично. Алкоголик ОТРИЦАЕТ, что у него есть проблемы, связанные с выпивкой, ОТРИЦАЕТ, что он алкоголик, ОТРИЦАЕТ, что выпивка приводит его к неприятностям. Он отказывается признать, что ему помогли - опять ОТРИЦАНИЕ. Он ОТРИЦАЕТ, что может потерять свою работу, и утверждает, что справляется со своим делом лучше всех. Ну и, конечно, он ОТРИЦАЕТ, что причинил какой-либо ущерб своей семье. Наоборот, он обвиняет свою семью, особенно жену, в том, что они придираются, подняли напрасный шум и создают проблемы. Он даже может настаивать, что жена не в своем уме и ей следует обратиться к психиатру. По мере углубления алкоголизма и роста конфликта, муж часто начинает обвинять жену в неверности, хотя у него нет для этого никаких оснований. Некоторые алкоголики выражают свое отрицание подчеркнутым молчанием, отказываясь обсуждать какие-либо вопросы, связанные с выпивкой. Им слишком тяжело вспоминать об этом. Другие позволяют вести в семье разговор о том, что они натворили или, напротив, не смогли сделать, в пьяном или трезвом состоянии. Жена никогда не забывает, что выделывал ее муж. Муж же может не помнить, что он делал пьяный, но он также не забывает ничего из того, что ему рассказала жена о его пьяных выхоодках или промашках. Настоящая проблема состоит в том, что алкоголик осознает истинность тех положений, которые он отрицает. Он знает, что чрезмерно пьет, что попал в беду. Но чувство вины и муки совести для него уже настолько невыносимы, что он не может терпеть критику или советы от других людей. Воспоминания о полной беспомощности и крахе в конце первого акта не просто неприятны, - они слишком болезненны для человека, который действует и мыслит, как маленький бог в своем собственном мире. Постепенно семья приспосабливается к новой совместной жизни. Алкоголик, возможно, ОТРИЦАЕТ, что он будет продолжать пить, а все остальные действующие лица клянутся, что не будут ему больше помогать. "Спасатель" утверждает, что больше не будет его спасать. "Жертва" не позволит новых провалов в работе из-за пьяныки. "Провокатор" - жена или мать - заявляет алкоголику, что не может больше с ним жить в таких условиях. Но все эти высказывания полностью противоречат тому, что каждый делал и будет делать. Спасатель, Жертва и Провокатор говорили это и раньше, но не выполнили своих обещаний. В результате у алкоголика усиливается чувство вины и ощущение катастрофы, подвергается сомнению уверенность, что всегда сможет действовать по своему усмотрению, и все это увеличивает и без того уже тяжкое бремя напряжения и одиночества. Если эта психическая боль становится невыносимой, особенно при содействии изменившихся позиций и поступков других участвующих лиц, то ему остается лишь один действенный путь для снятия этой боли и преодоления чувства вины и краха. Однако, если Второй акт разыгрывается, как было описано выше, то в Третьем акте алкоголик неизбежно снова напьется. Это его единственный надежный способ избавиться от всех неприятностей, решить все проблемы и обрести прекрасное самочувствие. Предчувствие немедленного облегчения, которое принесет выпивка, заставляет забыть о ее последствиях. К тому же, в глубине души он надеется, что на этот раз сможет себя контролировать и получить от выпивки лишь приятные оущщения, как это когда-то бывало. Таким образом, происходит то, что алкоголику кажется абсолютно необходимым, - он снова начинает пить. Он продолжает пить, но пьеса на этом не заканчивается. Занавес опускался в конце Первого и Второго актов, но в конце Третьего акта пьеса внезапно возвращается в Первый акт без закрытия занавеса, словно при безостановочном повторном показе трехсерийного фильмаю. Если зрители будут сидеть достаточно долго и первые два акта будут разыгрываться, как описано выше, то все три акта будут повторяться снова и снова, и в конце Третьего акта алкоголик будет снова напиваться. С течением лет актеры стареют, но тексты и действия пьесы практически не меняются. Если первые два акта исполняются, как было описано, Третий акт также пройдет без изменений. Если бы отсутствовал Первый акт, то у нас не было бы начала пьесы об алкоголизме и связанной с ним драмы. Поэтому лишь во Втором акте могут произойти изменения в трагической пьесе об алкоголизме, только в этом Акте в результате решений и действий окружающих алкоголика людей может быть совершен первый шаг к изменению и выздоровлению. Во Втором акте алкоголик безропотно принял все, что было сделано для него другими, которые действовали в соответствии с какими-то своими принципами, или просто потому, что не могли поступить иначе. Однако именно в этом акте имеется возможность разорвать ниспадающую спираль алкоголизма и остановить карусель отрицания. ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ ВО ВТОРОМ АКТЕ Планируемое высвобождение от алкоголизма должно начинаться действующими лицами во Втором акте. Они должны понять, каково их влияние друг на друга при этой болезни, а главное - они должны научиться самому трудному - играть совершенно другие роли. Новые роли могут быть найдены только в том случае, если действующие лица обратятся за помощью к другим людям, понимающим эту пьесу, и воспользуются их знанием и советами. Если Второй акт будет переписан и разыгран заново, то появятся все основания для выздоровления алкоголика. Алкоголик замкнут в своей болезни, а ключ находится у окружающих. Мы не можем требовать от него, чтобы он прекратил решать свои проблемы посредством выпивки, но мы можем открыть ему дверь, чтобы он смог наконец выбраться. Если алкоголика спасают из каждой беды, если начальник вновь и вновь позволяет себе становиться Жертвой, и если жена продолжает выполнять роль Провокатора, то шанс алкоголика выздороветь не более одного из десяти. Он практически беспомощен, так как не может сам открыть замок своей болезни. Его выздоровление может начаться лишь при условии, что другие действующие лица пьесы научатся блокировать зависимость алкоголика от них, отказавшись от поддержки этой зависимости. Алкоголик не сможет поддерживать движение Карусели без помощи окружающих. Во втором акте актеры все время спрашивают алкоголика, почему он не бросает пить, в то время как именно их действия или бездействие позволяют алкоголику продолжать решать свои проблемы с помощью выпивки. Это неверно, что невозможно помочь алкоголику, пока он сам не попросит помощи. А верно то, что у алкоголика почти нет шансов прекратить пить, пока другие устраняют за него все непрятные последствия. Действующие лица Второго акта обнаружат, что им очень трудно перестроиться. Им гораздо легче заявить, что алкоголику помочь нельзя, чем преодолевать трудности овладевания новой ролью. И Спасатели, и Жертва также должны обратиться за информацией и помощью, если они собираются изменить свои роли. Жена или мать должны подключиться к какой-либо терапевтической или групповой программе, если они действительно хотят кардинально изменить свою жизнь. Для понимания роли трех "поддерживающих" персонажей этой драмы следует вспомнить, что они научились играть свои роли не за один день. Они играют каждый именно ту роль, которую, как они считают, от них ожидают. Их приучили к этой роли. Они воображают, что помогают алкоголику, и не понимают, что они просто продлевают его болезнь и делают почти невозможным его выздоровление. СПАСАТЕЛИ Спасатель - это человек, который считает, что он не должен заставлять алкоголика страдать от последствий пьянства, в то время как он легко может их устранить с помощью некоторых несложных действий. Для него это то же самое, как спасти тонущего человека, - это просто должно быть сделано. Но эта спасающая операция внушает алкоголику то, что и на самом деле думает спасатель: "Ты не можешь обойтись без моей помощи". Спасатель тем самым демонстрирует неверие в способность алкоголика справиться самому со своими трудностями, что является одной из форм осудения. Роль профессионального Спасателя - священнослужителя, врача, адвоката или социального работника - может оказаться чрезвычайно негативной, если он настраивает семью на СМЯГЧЕНИЕ кризиса, а не на его использование для начала програмы выздоровления. Возможно, семья уже несколько лет знает, что выпивка создает в ней серьезные проблемы, но посторонним это может быть с первого взгляда незаметно. Когда члены семьи обращаются к профессионалам, не подготовленным в достаточной степени к решению проблем алкоголизма, если еще не проявилось антиобщественное поведение алкоголика, то часто им говорят, что это еще не алкоголизм и что они ничего не могут сделать, пока пьяница сам не попросит помощи. Когда алкоголизм достигает стадии, при которой он выходит за границы семьи, и алкоголик сам обращается к профессиональным работникам, - он стремится использовать их как Спасателей для смягчения своей критической ситуации. Это опять поддерживает движение Карусели. Если раньше членам семьи говорили, что признаки алкоголизма в данном случае отсутствуют, то теперь их учат устранять симптомы болезни, вместо того, чтобы начать настоящую борьбу с самой болезнью. Те же самые люди, которые не сумели распознать алкоголизм в его ранней стадии, теперь пытаются сгладить наиболее заметные признаки болезни, помогая тем самым алкоголику двигаться в Карусели. Все это в свою очередь утверждает семью во мнении, что с алкоголизмом справиться невозможно. Даже в тех случаях, когда членам семьи удается получить помощь для себя или для самого алкоголика, профессиональные помощники играют скорее роль Спасателей, вместо того чтоб ыввести семью и алкоголика в результативную программу выздоровления. Спасатель первым появляется на сцене во Втором акте и оказывает решающее воздействие на все его продолжение, задавая общий тон и направление данной части пьесы. Вот так плохо информированные профессионалы помогают всем действующим лицам оставаться на Карусели. Жертва попадает на Карусель лишь тогда, когда выпивка начинает мешать алкоголику работать, что происходит обычно лишь после многих лет работы на одном и том же месте, когда между алкоголиком и его начальником складываются тесные дружеские отношения. Начальник защищает своего друга - алкоголика, так как знает, что в случае увольнения пострадают его жена и дети. Как правило, это происходит в тех случаях, когда на предприятии нет программы оздоровительной помощи алкоголикам. Люди, работающие вместе с алкоголиком, также помогают ему сохранить свое рабочее место из дружеского расположения. Личный интерес и дружеское отношение приводят к тому, что Жертва оказывает алкоголику такую "помощь", которая увеличивает его зависимость и необходимость отрицания. Жена является первым действующим лицом, которое присоединяется к алкоголику на Карусели. Если она терпит несправедливость, страдает от потерь и повторяющихся постыдных ситуаций, верит невыполняемым обещаниям, всегда оказывается обманутой и разбитой в ее усилиях справитья с проблемами пьянства, постоянно сталкивается с выражением враждебности со стороны алкоголика, то и ее реакцией может быть только враждебность, горькое разочарование, раздражение и гнев. Такая роль делает ее больным человеком. Это не означает, что она, больная женщина, сделала своего мужа алкоголиком, - она скорее стала частью болезни, вошла в нее, так как вынуждена была жить с нею. Ее заставляют играть роль, вынуждающую ее стать Провокатором. Она оказывается зажатой между развивающимся на ее глазах алкоголизмом и стеной невежества, стыда и замешательства, которые навязаны ей обществом. Эта ситуация подавляет ее, ей необходима помощь советом и информацией не потому, что она является причиной болезни своего мужа, а потому, что это болезнь разрушает ее. А это в свою очередь наносит ущерб алкоголику и уменьшает его шансы на выздоровление. ЖЕНА ОСТАЕТСЯ ОДНА Еще одна причина, ввиду которой жене требуется помощь в планировании выздоровления, состоит в том, что если она изменит свою роль и начнет вести себя по-другому, то она обнаружит, что остается совершенно одна. Все остальные - друзья, родственники, знакомые по работе - начнут относиться к ней как к актеру, который покидает пьесу в то время, когда его некем заменить. Это будет особенно заметно, если жена решает разойтись (хотя бы временно) с мужем, по необходимости или потому, что считает это нужным. Некоторые жены могут изменить свою роль после бесед со специалистом в области проблем алкоголизма или в результате посещения групповых занятий в местной наркологической или психиатрической клинике. Другие могут обрести уверенность и соответствующие знания на собраниях семейных групп Ал-Анон. В этот период для жены очень важно обрести новых друзей, которые понимают ее новую роль, потому что сами прошли через те же страдания и боль. Родственники и друзья могут настаивать, что она неправа в своей попытке играть новую роль, поэтому ей необходимо общение с людьми, понимающими ситуацию и способными оказать духоную помощь в ее поисках решений проблемы алкоголизма. Основная ошибка, совершаемая женщинами, которые ищут помощи в борьбе с алкоголизмом своих мужей, состоит в том, что они хотят узнать "что им надо сделать, чтобы остановить это пьянство", не понимая, насколько долгим может оказаться процесс овладения новой ролью в браке с алкоголиком. Понадобятся, скорее всего, долгие регулярные посещения еженедельных собраний групп взаимопомощи или специальных занятий, прежде чем жена сможет изменить свою позицию и начать играть новую конструктивную роль. Если же другие действующие лица нашей пьесы не изменят своих ролей, жене может понадобиться два или три года, чтобы ее новые убеждения и ощущения позволили ей изменить свою роль. Жена должна обратиться за помощью для самой себя, чтобы избавиться от своих страхов, тревог, обид и других разрушительных эмоций алкогольного брака. Если она будет способна измениться, то это, скорее всего, изменит привычную ситуацию выпивки ее мужа, и это изменение во многих случах ведет к началу его выздоровления. Немногие из мужей способны вытерпеть существенные изменения в поведении своих жен без того, чтобы кардинально изменить и свою собственную жизнь, хотя и нет никакой гарантии, что они так поступят. Многие жены, однако, после получения того или иного вида помощи покидают оздоровительную программу, если не добиваются разрешения проблем алкогольного брака за короткий период времени. Чтобы не причинить вреда своим детям, жене следует искать помощи вне круга родственников и друзей. Когда она играла роль Провокатора, дети оказались между больным отцом и больной матерью. Если жена своевременно обратится за помощью и найдет ее, то она может предотвратить значительный ущерб, который она наносит детям посредством своей реакции на действия мужа. Если она ищет и находит помощь, то это защитит детей от многих бед и может открыть дверь в начало излечения мужа. Вероятность выздоровления существенно возрастает в тех случаях, когда жена находит для себя помощь и продолжает ею регулярно пользоваться. НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Нравственные аспекты проблемы также имеют большое значение. Никто не вправе пытаться играть роль Бога и требовать, чтобы алкоголик прекратил пить. Но верно и обратное. Если окружающие лица продолжают играть свои поддерживающие роли, то алкоголик будет продолжать изображать из себя маленького бога, указывая всем, что они должны делать, в то время как он делает все, что ему вздумается. Жена в этом случае имеет полное моральное право и даже обязанность отказаться принимать своего мужа в роли Всемогущего Бога, каждое желание или указание которого она должна выполнять беспрекословно. Как правило, она ничего не может сказать своему мужу, так как он отказывается ее слушать. Единственный эффективный способ сообщить ему свои намерения - это научиться пресекать его попытки контролировать и диктовать все ее действия. Совсем не обязательно выражать эту независимость в словах, - ее можно демонстрировать и молчаньем. Так же как истинное знание о положении мужа предстает в том, что он ДЕЛАЕТ, а не в том, что он ГОВОРИТ, жена должна научиться выражать свою позицию через новую систему действий. Две вещи могут помешать жене достичь успеха в ее долговременной программе. Во-первых, отношение мужа к этой новой роли может варьироваться от неодобрения до прямых угроз или даже насилия. Во-вторых, домашние заботы, особенно если в семье есть малолетник дети, затрудняют жене посещение групповых собраний или терапевтических занятий в дневное время. Немногие мужья-алкоголики готовы посидеть вечером с ребенком или нанять на это время сиделку, для того чтобы жена смогла посетить собрание группы Ал-Анон. Да им и нельзя доверить ребенка, пока они еще пьют. Если семья создается в обычном возрастном периоде, до появления алкоголизма, жена становится первым действующим лицом, присоединяющимся к алкоголику на его Карусели, когда болезнь проявляется. Роли Спасателя и Жертвы начинаются много лет позднее. Чтобы начать процесс выздоровления до наступления острой стадии болезни, жена должна стать инициатором программы оздоровления. В настоящее время большинство людей, включая большую часть профессиональных помощников, не воспринимают алкоголизм как болезнь до тех пор, пока он не достигнет устойчивой хронической стадии. Поэтому жена при поиске помощи оказется в трудном положении одиночки-испытателя. Если ее священник осуждает пьянство, она постесняется обратиться к нему. Если ее врач не признает алкоголизма в его ранней стадии, она не сможет получить от него требуемой помощи или совета. Если ситуация становится невыносимой и вынуждает ее обратиться к адвокату, он скорее всего будет говорить лишь о разводе или разъезде. Это увеличивает у нее ощущение своего провала как жены и наполняет страхом перед последствиями такого решения. Поэтому большинство жен остаются на Карусели или вскоре возвращаются на нее после попытки ее оставить или остановить. До тех пор, пока в нашем обществе не произойдут радикальные изменения в отношении к алкоголизму, всякий член семьи, собирающийся приступить к программе выздоровления, должен осознавать, что это скорее всего будет длительный и трудный процесс. Однако, если жена или другой член семьи готовы начать посещать еженедельные занятия в терапевтической, образовательной или корректирующей группе, или группе Ал-Анон, в течение шести месяцев, то в ее жизни, а часто и в жизни алкоголика, произойдут ожидаемые изменения. Жена не может достигнуть какого-либо изменения, пока она не будет считать его правильным и нужным, а для этого ей необходимо понять природу алкоголизма. Кроме того, ей надо проявить определенную смелость, чтобы преодолеть сопротивление мужа проведению программы ее собственной реабилитации. Не следует ожидать, что жена сможет сделать что-либо, превышающее ее эмоциональные и финансовые возможности. Однако, следую своей собственной программе, она сможет разрешить проблемы, которые первоначально казались неразрешимыми. Совсем непросто остановить описанную выше Карусель, так как для ее остановки требуется гораздо больше усилий, чем для ее поддержки. Невозможно точно сформулировать правила, которым следуют все действующие лица пьесы. В каждом конкретном случае они разные, но общая канва пьесы всегда одна и та же. Каждый член семьи способен распознать действие Карусели алкоголика, но не всегда способен понять свою роль в ее поддержке. Наиболее трудным моментом в остановке порочного цикла Карусели является преодоление опасения, что алкоголик не справится с ситуацией без посторонней помощи. Но именно те действия, которые по незнанию считаются оказанием помощи, позволяют ему продолжать использовать алкоголь как средство избавления от всех проблем. КАК ПРИСТУПИТЬ К ПРОГРАММЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ Если кто-либо из друзей выражает готовность оказать помощь, то это следует использовать как возможность начала организации спланированной программы выздоровления для алкоголика и семьи. Профессиональным работникам, которым приходится иметь дело с алкоголиками или членами их семей в качестве клиентов или пациентов, следует углубить свои знания по проблеме алкоголизма. В районных, городских и общегосударственных организациях можно получить соответствующую литературу, часто имеется также возможность посещать краткосрочные специальные курсы. Если жена приходит к выводу, что у мужа имеются связанные с выпивкой проблемы или что он пьет слишком часто слишком много, то ей следует немедленно обратиться за помощью и советом, чтобы вовремя правильно оценить ситуацию и подобрать наиболее подходящую программу. Независимо от того, какой вид помощи она выберет, ей не следует останавливаться после нескольких занятий или собраний, потому что изменения не могут произойти внезапно. Необходимо продолжить регулярное посещение собраний, так как многие жены убеждаются, что для получения реальных результатов от программы выздоровления требуется довольно продолжительное время. При сегодняшнем состоянии нашего общества жена поставлена перед категорическим выбором - обратиться за помощью для себя или позволить алкоголизму уничтожить себя, других членов семьи и, возможно, всю семью.