- 1 - Отделение или к к отстр ниться от проблемы лкоголизм близкого Проблем : пор жение всей семьи при лкоголизме одного чело- век В ходе последних десятилетий специ листы в обл сти н рко- логии все больше склонны утвержд ть, что лкоголизм - это болезнь, прогрессирующ я, переходящ я в хроническую ф зу и при отсутствии мер контроля, приводящ я к смертельному исхо- ду. Одн ко вопрос м психологических н рушений у людей, живу- щих рядом с лкоголиком, вним ния уделяется еще недост точ- но. Общество устроено т к, что невозможно быть полностью изолиров нным от людей пор женных лкоголизмом, поэтому мно- гие из н с втянуты в сферу его п губного влияния. Люди, живущие рядом с лкоголиком, н чин ют втягив ться в его болезнь путем сопережив ния: появляются тревоги и оп се- ния, обиды и гнев, п д ет чувство собственной зн чимости. Все это приводит к явным психическим н рушениям, и т кой че- ловек т к же, к к и с м лкоголик, нужд ется в специ лизиро- в нной помощи. Ит к, люди, живущие рядом и любящие лкоголик , приобре- т ют з болев ние, которое мы н зовем "семейн я болезнь лко- голизм" или "соз висимость". Н иболее х р ктерным призн ком этого ответными ре кциями н действия лкоголик . Больш я же ч сть их собственных жизнеутвержд ющих способностей п р ли- зов н и истощен борьбой с лкоголизмом з болев ния являет- ся то, что все поступки соз висимого являются близкого, Стр д ния соз висимой личности столь же с мор зрушительны к к и стр д ния с мого лкоголик . Вся их жизнь и чувств приков ны к лкоголю и к последствиям его потребления. Т ким обр зом они изолируются от р знообр зия ре льной жизни, з - мык ясь в круг своих тревог. Все события доходят до членов т кой семьи через з весу обид, тревожности, отч яния. Конеч- но любящ я жен , м ть, муж (и т.д.) пыт ются сдел ть все возможное в их борьбе с лкоголем в их доме. Они пыт ются угов рив ть, угрож ть, советов ть р зные методы лечения, пы- т ются молиться... Но пьянство продолж ется. В своей борьбе и поиск х соз висимые истощ ют нервную систему, их жизнь те- перь осуществляется к к бы мех нически. В иссушенной лкого- лизмом семье уже нет т ких эмоций к к р дость, смех, н сл ж- дение. Алкоголизм прогрессирует, оз боченные соз висимые д же и не подозрев ют, что и их эмоцион льные н рушения т к- же ст новятся все более серьезными. Типичными эмоциями соз висимого (т кже к к и лкоголик ) являются: недовольство и ж лость к себе. Р здр жение меш ет пр вильно оценив ть происходящее. Ж лость к себе поглощ ет всякую решительность, поэтому они не действуют, только от- веч ют н действия лкоголик . В тяжелой ,неспр ведливой борьбе с лкоголизмом гнев и ж лость к себе являются основ- ными движущими сил ми, поэтому, з ч стую, они не видят или отверг ют в ри нты ре льной помощи. Постоянно пребыв я в мыслях о прошлом или будущем, соз висимый человек не з меч - ет текущего н стоящего. Чтобы выносить мр чное бремя своих дум, человек все больше цепляется з нере льные н дежды и мечты. Н сегодняшний день смотреть просто невыносимо - по- - 2 - рой и ч с к жется бесконечным. З этот ч с нужно просто вы- жить, чтобы з втр шний день принес н дежду. Р зрушительн я сил лкоголизм Когд мы отк зыв емся полностью прожив ть текущий день, из него уходят все р дости. День з полняется тревог ми, подстр ив нием под н строения и поступки другого, м лой и большой ложью. Когд мы живем в стр х х жизнь мучительн , нет чувств р вновесия, есть только ж лобы и претензии. Жизнь превр щ ется в сплошные перебр нки, неприязнь и месть. И, к сож лению, приходится отметить, что члены семьи не з - меч ют этого, и счит ют, что ничего серьезного не происхо- дит. Одн ко близкие лкоголик т к или ин че ощущ ют н личие проблемы, и они пыт ются избеж ть встречи с пр вдой путем уход в иллюзии. Они прикл дыв ют все силы и изобрет тель- ность, чтобы созд ть видимость бл гополучия - скрыв ют от всех н личие проблемы, лгут близким и друзьям предприним ют действия сгл жив ющие последствия пьянств или употребления н ркотиков близким. Вместо того, чтобы прямо идти н бо- лезнь, соз висимый человек уходит в з думчивость о прекр с- ном прошлом или возможном хорошем будущем. Их р зговор полон т ких выр жений: "Мне н до было..." "Если бы не..." "Вот когд ..." Стр д ние и тревог н р ст ют и под вляют все другие чувств , притупляют здр вомыслие. Иногд это воздействие стр д ния н мозг выр ж ется головными болями, обострением язвенных процессов, н рушениями в мочеполовой системе, нерв- ными срыв ми. Не удивительно, что т кие люди ч сто прибег ют к совершенно нелепым противоречивым слов м и поступк м, тре- буют неисполнимого, угрож ют или, н оборот, уходят в обижен- ное молч ние. Что дел ть ? Ответ - отделяться Ре льн я помощь К ждый член семьи, где есть болезнь лкоголизм или н рко- м нии, испытыв ет гнев, стыд и вину, формируемые из-з пос- тоянных конфликтов, недоверия, обм нов, непредск зуемости и р зоч ров ний. Если семья не прибегнет к помощи извне, то эти чувств будут н р ст ть, ведь все члены семьи т к и не узн ют, что они не узн ют, что и винов ты в болезни близкого и не могут в одиночку спр виться с этим. Чтобы сп сти собственное здоровье, возможно и жизнь, соз висимые должны перенести вним ние н свои проблемы и н - учиться удовлетворять свои потребности. Соз висимый должен з дум ться, что н до предпринять, чтобы вернуть себе здр во- мыслие и здоровье, чтобы н ч ть действов ть, не ре гиро- в ть н поступки больного. К к это сдел ть? Путем отделения или отстр нения от проблемы лкоголизм близкого. "Отделение" - к кое неприятное слово для человек , кото- рый искренне волнуется о своем лкоголике или н рком не. К - жется, что это призыв к вр ждебной изоляции и одиночеству. Ср зу предст вляется жестокий бесчувственный эгоист, з ботя- щийся только о собственном бл ге. Но те, кто имеет опыт т - кого "отделения", Аль-Анон, зн ком, что это средство, не- - 3 - сущее ре льную помощь не только соз висимым, но и человеку, стр д ющему химической з висимостью. "Отделение" - это выбор более здорового обр з жизни для себя и близких. Отделение - к к воссозд ние собственной личности Для тех людей н жизнь которых повлияло чье-либо пьянство или н рком ния (один источник утвержд ет, что т ких людей не менее 10 от к ждого лкоголик (н рком н ), умение отделять- ся может озн ч ть - возрождение к новой жизни. Выр ж ясь кр тко - "отделение" - это способность прожив ть свою жизнь. Это зн чит, жить, не утоп ть в проблеме. Обучение отделе- нию происходит нелегко и не быстро. Отделение не является единственным путем к сч стливой жизни. Но это основное условие любого сч стливого будущего. Отделение может вернуть человек к здр вомыслию ,когд он ощутит себя свободным, чтобы нести ответственность з свою жизнь, не з жизнь пьющего, и ст нет удовлетворять нужды своей жизни. Отделение помог ет человеку узн ть, что он должен р бо- т ть н д своими проблем ми, что св лив ть вину н свою неу- д чную жизнь н другого не имеет смысл ; что человек несет ответственность только з свое поведение и потому, он обяз н н вести порядок в своей жизни, это н иболее ре льной по- мощью для лкоголик /н рком н . Конечно, легко говорить, но трудно дел ть. В жно, при осуществлении отделения помнить, что во многих вещ х в этом мире мы - бессильны и изменить другого человек мы не можем. Н ш стр х и отч яние могут ост вить н с, если мы изменим свою позицию. Осуществить отделение не смогут только люди с з вышенным с момнением, з ч стую склонные к деспотичному нр воучительству или люди, вынужденные ост в ться в д нном печ льном положении, т.к. они привыкли к нему и ничего не хотят менять. Т кие люди отверг ют любые предложения, веду- щие к изменению их поведения, мышления и чувств. Они несут н себе тяжелое бремя ответственности з жизнь другого чело- век и не смеют проявлять к кие-то иные чувств , нежели те, что подоб ют их горькой уч сти. Д же с м мысль о возможнос- ти иной жизни, не смотря н н личие проблемы, к жется им ко- щунственной и неприемлемой. Соз висимость и эгоцентризм Пор женные болезнью пьющего близкого соз висимые ст но- вятся столь же болезненно сосредоточенными н себе, к к и с м лкоголик. Вот фр зы из их н иболее употребимой лексики: "З что ты т к со мной ?" "Что люди обо мне ск жут?" "Почему ты з ст вляешь меня стр д ть?" "Ты дум ешь о моих чувств х?" "Ты не любишь меня?" "Что мне с тобой дел ть?" Живя в постоянном н пряжении, соз висимые потеряли чувс- тво меры. Они очень легко восприним ют к кой-то несуществен- ный поступок, слово, взгляд - к к посяг тельство н их лич- - 4 - ность. Любому событию может прид в ться в жность крушения. Чувство виновности, отч яния, собственного бессилия, и было- го оптимизм выр ж ются в гневе или под вленности, в решении приним ть к р ющие меры, в жел нии отомстить тем, кто т к искорежил их жизнь. Соз висимые ост ются в неведении, что они с ми тоже н ходятся в оп сности. Отгороженные от всего мир соз висимые (ими ст новятся и дети пьющего) живут, к к в темнице, не зн я, что есть ключи от нее. Эти ключи - отде- ление. Соз висимого человек можно узн ть по взгляду, он избег - ет смотреть в в м гл з , ведь для того, чтобы выдерж ть от- ветный взгляд, человек должен иметь собственное достоинство. У соз висимого этого почти не ост лось. Их жизнь ст л сплошными сумерк ми. Они ощутили бессилие перед лкоголиз- мом. Одн ко, в то же с мое время, им еще трудно призн ть, что они уже утр тили контроль н д собственной жизнью. Поэтому, когд в Ал-Анон им рекомендуют "отделение", они восприним ют совет, к к собственное упущение и неспособность спр вляться с проблемой, и они сопротивляются, выдвиг я т - кие утверждения: "Нет! К к же это можно жить своей жизнью, ведь у н с общ я кв ртир ", "Ведь я его люблю!"; "Я столько выстр д л из-з него", "Я буду продолж ть з него бороть- ся." Из этих фр з видно, что люди совсем не поняли смысл слов "отделение". "Отделение " - это освобождение от пут нездоро- вой пристр стной любви. Вы освобожд ете себя от лкоголик . Вы можете положить конец стр д ниям и н ч ть путь к оздоров- лению. Для того, чтобы перест ть быть жертвой н до отделить- ся. Н до созн тельно пойти по другому пути, уч сь н мир смотреть по-иному. Это, конечно, трудн я з д ч . Но выполни- м я. К к? Постепенно, ш г з ш гом. Следующие стр ницы р сск жут в м к к этому необходимому приему обучиться для приход к более полноценной жизни. Ст дии отделения Перв я ст дия Сн ч л з д йте себе вопрос: "Мне нр вится моя н стоящ я жизнь?" Если "нет", то почему вы т к живете? Есть ли у в с выбор? М ло кто из несч стливых людей удосужив ется з д в ть себе т кие вопросы. Но, если вы з дум етесь, то увидите - существуют в ри нты почти в к ждой ситу ции. Вы - человек и имеете пр во выбор - к к жить. Для к ждой жизненной з д чи может существов ть несколько решений. Если вы всегд видите только один в ри нт решения, то возможно, у в с сформиров н нездоровый ш блон мышления, и вы не з думыв лись, к к проторить иной. Вот некоторые ш блоны: - Вы постоянно основыв ете свои решения исходя из поступ- ков и жел ний другого. - Когд в с обиж ют, вы ре гируете: - отвеч ете тем же или уходите в себя. - В ше поведение т кое неур вновешенное, что никто не зн - ет, что от в с ожид ть. Редко поведение членов семьи лкоголик быв ет ур внове- шенным или обдум нным, Обычно это только спонт нные ре кции. - 5 - Никто не успев ет подум ть - можно ли поступить по-иному. Жизнь упрощ ется до: "вып д - ответ". Возьмите любую проблему своей жизни. Н йдите по кр йней мере три в ри нт ее р зрешения. Не слишком з думыв йтесь н д ре льностью, т.к. это будет огр ничив ть в ш подход, может з вести и в тупик усложнений. Вы же просто учитесь де- л ть новый подход к проблеме. Н первой ст дии вы еще ничего не сможете сдел ть для решения проблемы, т к что в ши в ри- нты чисто умозрительные, не пр ктические. Н пример, возьмем проблему ч сто возник ющую в доме лко- голик или н рком н : " Вернется ли он сегодня трезвый или пьяный?" или "Придет ли домой вообще?" В ши в ри нты подход к с мому этому вопросу: Р здр же- ние, упреки, Обиженное молч ние. В м трудно д же предст - вить, что можно подойти к этому вопросу с иными чувств ми. Но прежде, чем попыт ться отыск ть эти другие чувств и в - ри нты, попыт емся понять: любые в ши средств и попытки ос- т новить пьянство - тщетны. Если вы ничего не будете дел ть, лкоголик будет пить. Но он будет т кже пить, что бы вы не дел ли. Поэтому, с мое лучшее, что вы можете дел ть - в его и в своих интерес х - прекр тить держ ть под контролем его поведение и ктивно з няться собой. Ит к, к ковы же действенные пути решения, когд есть тре- вог - пьян он или нет? Рекоменд ции: 1. У в с есть потребности, пл нируйте свой день, чтобы удов- летворить эти потребности. З будьте, хоть н время, о проблеме лкоголизм , з ймитесь своими дел ми. 2. В ш жизнь ст л монотонной и р знообр зной. Ищите себе интересное з нятие, н чните посещ ть курсы или лекции, спортивные секции и т.д. И не пропуск йте з нятий из-з пьянств муж (сын , жены...) 3. Все-т ки он не пришел домой. Это не в первый р з. Не то- ропитесь причит ть. Лучше используйте это время с поль- зой. Если не можете увлечься книгой или телепрогр ммой, сдел йте что-нибудь физически по дому; позвоните и побол- т йте вволю с подругой, сходите н прогулку... 4. Помните, что в ш положительный подход, если вы его освои- те, внесет больше изменения в в шу жизнь. Ит к, вместо того, чтобы злиться н з п здыв ние близкого, попыт йтесь обр дов ться и воспользов ться временем, которое теперь прин длежит только в м. 5. У в с высвободилось время? Посвятите его в шим детям. Попробуйте поигр ть или отвлечься н их проблемы. 6. Если у в с в голове з стрял мысль о р зводе, обдум йте серьезно возможен ли этот путь. Н первой ст дии процесс отделения в жно помнить: вы только н чин ете. Не торопите себя. В ши действия не должны быть н к з нием - ни другого, ни себя. Пл нируйте свой день и не ждите для этого обиды з его выпивку. Если муж трезв, вы можете пл ниров ть вместе. Но если он потом з пил, в ш пл н не должен отменяться, будьте устойчивы! Втор я ст дия Н этой р нней ст дии полезно немного приост новиться и осмотреться. Вместо того, чтобы н пряженно слуш ть, что го- - 6 - ворят - посмотрите, что происходит. Рекомендую н ч ть пис ть дневник событий текущего месяц (будьте приверженцем пр вды, по мере возможностей). Не приводите объяснений или осужде- ний. Вним ние только н событиях. Не пыт йтесь что-то умол- ч ть, смягчить, изменить - это в м только помеш ет. В ходе этого месяц пост р йтесь не обвинять, не притес- нять, не руг ть, не униж ть лкоголик . Не извиняйтесь, не опр вдыв йтесь, не терз йтесь з все то, что происходит в в шем доме. Не говорите ни хорошо ни плохо о поведении лко- голик . Не умоляйте, не угрож йте. Предст вьте себя гостем, н блюд ющим чужие семейные отношения. Пыт йтесь сосредото- читься н своей жизни. Но не погруж йтесь в ж лость к себе или горестные р змышления о несбывшихся н дежд х. Ищите в себе силы перестр ив ться н позитивное мышление. З водите новых зн комых. Конечно, новые вз имоотношения с людьми мо- гут повлечь новые сложности, но это не т к стр шно, в м н до вылез ть из ямы отчуждения от людей. В м необходимо новое положительное з нятие - это вытянет в с из тусклой рутины обыденных дел. В м к жется "это невозможным", но все-т ки попыт йтесь, ведь вы же решили учиться жить по-новому. Если почувствуете, что это не д ет в м пользы, вы вольны вернуть- ся к ст рому. Очень полезно н учиться подтрунив ть н д собой не со злым с рк змом с теплым юмором. Это позволит в м смягчить чрез- мерную требов тельность к себе осл бит под вляющую винов- ность. Если в с одолев ют неотвязные тревожные мысли, н чни- те повторять веселые рифмовки или девизы, они вернут в с в н стоящее , н строят н более оптимистический л д. Если же мысли ст нут тяготеть к нере льным мечт м будущего, одерните себя: "Посмотри, к кой прекр сный день з окном Сегодня! А вдруг не будет з втр шнего дня, н что я тр чу время жизни Сегодня?" Н до идти к людям, погруж ться в жизнь, позволять себе чувствов ть и быть бл год рным з все - ведь все собы- тия н шей жизни уч т н с чему-то , и м ы р стем. Уделите время н н р ссм трив ние своих достоинств. Ведь у к ждого человек есть т л нты и способности, мы просто з - были об этом. Перечислите их н бум ге. А к кие положитель- ные к честв или н выки в м хотелось бы иметь? З пишите. Те- перь - в ши сл бые стороны. К к ким недост тк м вы можете приложить усилия сопротивления им? Посмотрите, не является ли тот или иной недост ток просто з вышенным требов нием к себе или другим? Можно сост вить прогр мму переход к новой жизни. Н до только быть н стойчивым и последов тельным в своих решениях. Если мы хотим перест ть быть "жертвой", н до следить з с - мооценкой. К к только н чин ем в поступк х ум лять, униж ть с ми себя, в н к з ние - будем пис ть список своих положи- тельных черт. Вскоре н м н доест пис ть т кой список помногу р з в день, но, может быть т к мы сможем р зрушить привычку быть р бой или жертвой. Попыт емся взглянуть н мир т к, будто он хорош. Ведь мы т к уст ли от попыток изменить ход событий. Вот и опять в м хочется ответить, н чьи-то н п дки, но удержитесь...Смолчи- те. Не втягив йтесь в пререк ния. Только слуш йте, но ничего не говорите. Не обороняйтесь, не опр вдыв йтесь. Ведь никто не требует от в с говорить, советов ть, предостерег ть... Вероятнее всего от в с ждут, чтобы вы выслуш ли. Слуш йте , пыт йтесь увидеть з слов ми чувств другого. В ше вним ние - 7 - - это все, что вы можете предложить. Вы никому ничего не обяз ны. Д же если другой будет н ст ив ть, вынужд ть, ру- г ть и упрек ть в с, помните - вы не должны ущемлять себя оттого, что кто-то т к хочет. В ш жизнь прин длежит в м. В ше тело, сердце, чувств - служ т только в м. И вы должны о них з ботиться тоже. Если кто-то н чин ет пользов ться тем, что прин длежит в м, это только потому, что вы позволяете. Вы можете отд в ть свою любовь, уч стие, вним ние другим людям по собственному жел - нию. И это не будет истощ ть в с и вредить в м. В этом вся р зниц . Вы ощущ ете себя используемой оттого, что позволяе- те т щить себя куд кому хочется. А ведь в действительности, вы с ми превр тили себя в куклу н веревочк х, когд ст р - лись всем нр виться, дел ть только хорошо для всех. Вероят- но, вы д же гордились своей с моотверженностью, когд жили только р ди других. Н с мом же деле, вы тянули себя к оп с- ным привычк м; к своеволию и ожесточению. Теперь з дум емся :"Кто я?" "Что я дел ю с отпущенным мне временем жизни?" "Что для меня является бл гом?" В м очень хотелось помочь людям? Но сдел ть это можно только обретя себя, свою индивиду льность. Один хороший путь к обретению себя - это регулярное посе- щение собр ний Ал-Анон. Здесь вы обн ружите это прекр сное ощущение. когд н чнете прожив ть свою собственную жизнь. Гл вн я цель Ал-Анон - н учить в с не к к ужив ться с дру- гими, к к ужив ться с собой. В м предост виться чудесный ш нс измениться и изменить свою жизнь. Ост вьте предубежде- ния и вним йте. Дум йте. Р бот йте по прогр мме. И н сл ж- д йтесь всем тем что под рит в м нов я жизнь. Третья ст дия Отделению можно н учиться. Это н ук о несении ответс- твенности з свои обяз нности и поступки. Конечно, есть мно- жество сч стливчиков, которые н учились этому еще в юные го- ды. Поэтому они чувствуют себя уверено в жизни, доверяют се- бе и своим вз имоотношениям с людьми. Другие должны пройти через множество стр д ний, чтобы понять, что "жить своей жизнью" не озн ч ет "быть эгоистом". Это путь сохр нения ин- дивиду льности и н ибольшей ре лиз ции личностных возможнос- тей. Когд вы это осозн ли, вы попыт етесь более энергично осуществлять отделение и р звитие. Но н ук отделения не д - ется быстро и легко. Это процесс, требующий времени. Вот советы по отделению: 1. Когд н в с обрушив ется неспр ведливый гнев, критик , обид другого человек - пост р йтесь не ощутить себя ви- новным. Усмехнитесь внутри и ск жите про себя: "Это толь- ко слов и гнев другого человек , они возникли не из-з меня, они неспр ведливы, и я отк зыв юсь приним ть их н свой счет. Если я не отвечу в сердитой м нере, зн чит я пок жу, что не счит ю себя винов той и прощ ю злобный срыв". 2. Когд другой человек пыт ется вык з ть в м свое превос- ходство или д вит н в с холодным молч нием, ост вьте его в покое. Не пыт йтесь вытянуть его н р зговор, не руг й- - 8 - тесь, не применяйте силы. Попробуйте понять, что глуп я н дменность и молч ние - это крючок нездорового р ссудк , которым лкоголик хочет з цепить в ши эмоции, вызв ть ссору, после которой вы будете р сстроены, он ощутит некоторое превосходство. Чтобы удерж ться и не поп сться н т кой крючок - глубоко вдохните, уйдите в другую ком- н ту, включите р дио или н чните тихонько н пев ть. К ки- ми бы провоцирующими не были действия и слов лкоголик , не н до отвеч ть н нездоровое поведение своим нездоровым поведением. Когд пьющий лкоголик з держив ется или не приходит домой, приложите усилия, чтобы в ши личные пл ны не менялись из-з этого. Н сытьте освободившееся время удовлетворением своих нужд и жел ний. 3. Когд лкоголик (н рком н) пыт ется чего-то добиться от в с, пуск я в ход извинения, обещ ния, слезы или д же уг- розы, что сдел ет что-то с собой, попыт йтесь почувство- в ть его боль, понять, к к стр д ет тело, пор женное хи- мической з висимостью и диктующее т кое поведение. Но не подд йтесь иллюзии, что своим "добрым" поступком вы може- те изменить р звитие болезни. В ш больной остро нужд ется в специ лизиров нной помощи. И его путь к выздоровлению н чнется только тогд , когд он понесет ответственность з свою жизнь н собственных плеч х. В м очень хочется быть в роли сп сителя, но не подд в йтесь этому - своими действиями, в ре льности, вы только отним ете у любимого человек ш нс осозн ть свое положение и иск ть выход с - мостоятельно. Когд в с будет т ков ть лкоголик своими просьб ми, мольб ми, повторяйте про себя "Отделяться! Отделяться! Отде- ляться!" Вы почувствуете себя сильнее и не подд дитесь. Ведь в ш р зум и чувств будут отвлечены. Помните: никто не обя- зыв л в с отвеч ть н к ждую просьбу или вопрос; вы не перед кем не обяз ны опр вдыв ться в своих поступк х. Вы слуш ете его только потому, что любите его. Через некоторое время обст новк изменится: в ш непрониц емость вызовет р здр же- ние просящего. Здесь уже в м н до подум ть о своей безоп с- ности. Если беж ть некуд , н в с льется поток гневных слов, повторяйте про себя: "Он не злой, он тяжело болен. Чтобы с мой не сорв ться, я не должн приним ть все близко к сердцу". Попыт йтесь выдерж ть в т ком противостоянии, и вы почувствуете, что это возможно и, будете ув ж ть себя з т - кое поведение. Не пыт йтесь взять рев нш з свое терпение, это приведет только к новым душевным р н м, обид м, подрыву чувств собственного достоинств . Cледует отметить, что т кое поведение, перенесенное и н другие вз имоотношения, будет служить н пользу в шим чувс- тв м. Вы ст нете менее уязвимой перед людьми, которые попы- т ются н грузить н в с ответственность з поведение другого человек . Четверт я ст дия Когд мы н блюд ем, к к любимый человек медленно убив ет себя, что все хорошие отношения между н ми сокр тились до минимум (отчуждение - один из призн ков семейной болезни лкоголизм), то в жно осозн ть: сто н ши бессонные ночи тер- з ний, тревог, тяжких р здумий, сож лений или бесплодных - 9 - мечт ний - все это не реш ет проблемы, ухудш ет ситу цию. Ит к, мы должны терпеливо смотреть н то, к к ближний р зруш ет и опустош ет свою жизнь. Беспокойство и принятие н себя ответственности з его жизнь - не приносит пользы. Гневные меры - не помог ют. Утоп ние в ж лости к себе не об- легч ет жизнь. Угрозы и месть - только ожесточ ют всех. При- несение своей жизни в жертву - не реш ет проблемы. Но все-т ки есть действие с в шей стороны, которое помо- жет. Н зовем это действие "вторжение". Чтобы его совершить от в с требуются: мужество, здр вомыслие и согл сие с тем, что лкоголизм - з болев ние. Вы говорите о серьезности проблемы своему лкоголику. Это может дойти до его созн ния и повлечь з собой изменения , но может и нет. После т кого р зговор , лкоголик зн ет, что вы отк зыв етесь ост в ться в роли п ссивной жертвы, т к к к готовы з ботиться о своей жизни. Помните что в в ших стр д ниях винов т не пьющий л- коголик, вы с ми, оттого, что допуск ете это. И вы же вл стны все изменить. Успешным "вторжением" счит ется т кое поведение соз висимого, когд он выдержив ет поведение нев- меш тельств и позволяет случиться тому, чему суждено слу- читься. В м, конечно, не будет по душе т кой ход дел, и в м придется терпеть, но это лучшее в ше поведение - невмеш - тельство. Помните, что "вторжение" - это не событие, про- цесс и не н стр ив йтесь н быстрый и конкретный результ т. Пят я ст дия К этой ст дии вы, н верное, уже поняли, что лкоголик пь- ет не оттого, что умышленно хочет н вредить в м. Другие люди ч сто будут пыт ться з ст вить в с приним ть пориц ния з поступки лкоголик , ведь им т к легче выр зить свое негодо- в ние. В м следует смириться с ф ктом н личия болезни в в - шей семье, но не следует смиряться со многим другим. Больно- му человеку свойственно нездоровое поведение, но лично вы не несете з это ответственности. Очень трудно отделиться и не ре гиров ть н презрительные з меч ния и н смешки лкоголик . В м не хв т ет чувств собственного достоинств , чтобы спокойно это вынести, или это в с глубоко з дев ет, потому что вы по-прежнему высоко цените суждение любимого лкоголик . Больной может презри- тельной мимикой и жестом пок з ть, что в ши мысли и жел ния совершенно глупы. В с не приним ют серьезно. Это подрыв ет ит к уже з ниженную в шу с мооценку. Вы переходите к унижен- ным опр вдыв ниям, будто и в с мом деле в чем-то винов ты. Но, встряхнитесь и з дум йтесь - сколько вы н себе т щи- те! То, что вы чит ете эти строки ук зыв ет н то, что вы все-т ки не смирились с т кой оценкой и ищете пути выход из мучительных ощущений. Не тр тьте же слов впустую н опр вд - ния перед н п д ющимим н в с. Чтобы ситу ция изменил сь, вы должны обл д ть мужеством, вы должны действов ть. Не бойтесь ошибиться, ведь вы с ми потом сможете испр вить свою ошибку. А н ошибк х мы учимся. А преодолев я, мы н р щив ем ув же- ние к себе. Ведь при в шем рождении никто не д в л в м инс- трукцию: "Ошибки дел ть строго з прещ ется!" Люди, пыт ющиеся в с унизить, дел ют это из болезненных эгоистических побуждений. И если вы т кже болезненно пыт е- тесь проколоть к ждый мыльный пузырь, зн чит, вы приним ете - 10 - роль "козл отпущения". Вместо сосредоточения н обидных слов х, попыт йтесь говорить только то, что соответствует пр вде и бл гор зумно в д нной обст новке. Т ким путем вы будете з щищ ть свое достоинство и не втягив ться в эмоцио- н льный срыв. Но помните вы уже привыкли игр ть роль "Р быни Из уры" и у в с есть з ученные фр зы, жесты, мимик . Прекр тить это дел ть - потребует от в с вним ния и усилий. Освобожд йтесь от ст рых ролей и не приним йте другие, н вязыв емые в м больным р ссудком лкоголик . Шест я ст дия Эмоцион льное отделение следует применить ко всем людям, окруж ющим в с - и не лкоголик м т кже. Отделение - это прожив ние своей жизни, не специ льное средство для борьбы с выходк ми лкоголик . А относительно лкоголик и других членов семьи "отделение" озн ч ет , что вы отступ ете в сто- рону и д ете возможность другому человеку р звив ться с мос- тоятельно, получ ть свой жизненный опыт. И в ре льной жизни это ок зыв ется непростым делом. Но помните это необходимо. Когд в ши близкие , о которых вы з ботитесь, постоянно должны объясняться перед в ми о своих поступк х, тревожиться о в шей оценке, о в ших чувств х, это вовсе не свидетельст- вует о в шей любви к ним. Скорее всего, что з мкнули их мир н себе. Если им приходится отст ив ть свое пр во н свой обр з мышления, н друзей по своему выбору, н жизнь со сво- ими ошибк ми и поним ниями, все это призн ки в шего деспо- тизм , господств Всемогущего и Всезн ющего в шего Эго. Те- перь, приняв решение менять обст новку в доме к лучшему, возьмите з пр вило - невмеш тельство в жизнь других, д же своих детей. Помните: подстр ив ние к жизни другого вредит и в м, и ближнему. Вы имеете пр во жить своей жизнью и позво- лить это дел ть любимым в ми людям. Не тр тьте пон пр сну др гоценные ч сы жизни р зг дыв я движущие мотивы поступков и слов своих близких. Д йте себе обещ ние провести целый день, не р зу не пожел в объяснений другого по поводу его жизни. Не мучьте себя пыт ясь вообр - зить, что з ст вляет лкоголик влез ть в долги. Вместо это- го, сосредоточьтесь н решении не приним ть н себя ответс- твенность з его поступки. Прямо с этого дня отк житесь от роли судьи, прокурор или виновного. Будьте тверды в своем пр ве н устройство более уд чной жизни и ост в йтесь верны- ми этому пр ву. Есть т к я попр вк : когд вы перест ете нести н своих плеч х не свою ношу, в ши близкие будут недо- вольны и в м придется пережить и этот период, во имя их же бл г . Еще хотелось бы предупредить: не пыт йтесь н вязыв ть в - ши новые зн ния по отделению своим ближним. Все придет с мо собой и в свое время, не торопите событий. Сосредоточьтесь н своей жизни и н себе. Т кже к к и в вопросе с лкоголиз- мом близкого, вы бессильны з ст вить другого жить т к, к к в м бы хотелось. Если вы д вите, вы з ст вляете человек сопротивляться и лг ть. Вы будете толк ть их к лицемерию, т.к., возможно, из любви к в м они ст нут дел ть т к, к к в м хочется, будучи внутренне нег тивными к т кой перестрой- ке. Поймите, что к ждый человек имеет полное пр во р зви- - 11 - в ться своим темпом: пр в человек духовно обогн вший в с в своем р звитии, пр в и тот, кто еще д леко от в с. З ним й- тесь собой, н верняк , многие из в ших возможностей ок з - лись з пущенными, можно поиск ть новые полезные з нятия. Помните: все эти действия не принесут ник кого вред ситу - ции в доме. Некоторые говорят: "Но ведь если что-то уж сное произойдет, пок я буду з ним ться собой, я потом, всю жизнь буду винить себя". Чему суждено случиться, то случится еще скорее, если вы выберете ост в ться в под вленном и несч ст- ном состоянии. Т к что эти р ссуждения продиктов ны в шими стр х ми и привык нием пребыв ть в горестях. Пор р сст в ться с этим и н стр ив ть жизнь н улучшение. Седьм я ст дия Отделение озн ч ет, что вы под вляете свои чувств и эмо- ции. К ждый человек нужд ется в выр жении своих чувств. В ходе изменений вы будете порою ощущ ть смущение, т.к. вы те- перь учитесь отлич ть - к кие чувств истинные и соответс- твующие происходящему к кие нездоровые ш блоны, выр бот н- ные у в с под влиянием болезни близкого. В этом процессе опозн в ния своих эмоцион льных отклонений неоценимую помощь ок жет в м групп Ал-Анон и в ш н ст вник(человек, имеющий больший опыт духовного рост ). Н собр ниях вы н йдете здо- ровый путь высвобождения от д вления нег тивных эмоций и н - учитесь дел ть это. Вы н учитесь к к выр ж ть гнев, побужд емый не с моопр в- д нием, чувством собственного достоинств . Вы н учитесь смеяться не для того, чтобы нр виться другим, от того, что в м этого з хочется. Вы ст нете способны з пл к ть не только от состояния безысходности, потому, что слезы принесут в м облегчение, когд в м ст нет грустно. В Ал-Аноне вы можете н йти много верных и состр д тельных друзей. Здесь в с будут слуш ть и поним ть в ши тревоги; здесь вы услышите пр вду о себе; Здесь в с будут любить с с мого в шего приход - т кую, к к я вы есть, ведь н м т к порою не хв т ет этого в н ших семьях. Примите же открытым сердцем все, что предл г ется в м здесь, получите от этого пользу и р дость, и перед йте другому, кто прид ет позже, н полненный стр д нием и отч янием. Придя в Ал-Анон и выделив оптимистичного и энергичного человек , мысленно прилепитесь к нему, к к к ведущему. Это убережет в с от склонности иск ть союз с людьми, р зделяю- щими в ши нег тивные привычки и мировосприятие. Если вы не последуете совету и вы можете сблизиться с другим новичком прогр ммы и н йдете успокоение и отвлечение от р боты по прогр мме в пустопорожнем перем лыв нии своих бед. Ит к, тя- нитесь з лидером, з тем человеком, который не сд ется и н ходит в себе силы идти через трудности современной жизни. Т кой человек не побоится и т кой трудности к к клубок недо- р зумений, которым опут н в ш жизнь, он нен вязчиво помо- жет в м р спут ться. Только истинные друзья способны отверг- нуть объяснения в шего непр вильного поведения. Эти люди продемонстрируют в м "жесткую" любовь, ведь н столько жел ют в м добр , что пост р ются, чтобы вы увидели к к эгоистичн я ж лость к себе, или, н оборот, с моуничижение, берут верх в - 12 - в шей жизни. Ищите друзей, ведущих здоровый обр з жизни. Ходите к ним в гости, смотрите и сопост вляйте, з д в йте себе вопрос: "А что я счит ю норм льным?" Провождение дней отдых в здоровых семьях может просто потрясти в с и н многое открыть гл з . Остерег йтесь ст рых друзей, которые привыкли к в шему пе- ч льному положению и смирились, что все т к и будет. Это не н пользу в шим устремлениям покончить со ст рым. Помните: н своем новом пути з преобр зов ния, в м многое придется дел ть один н один. Ведь изменить в с никто не в сил х, кроме в с. Другие могут помог ть или меш ть в м, но всю р - боту должны дел ть вы с ми. А р бот предстоит больш я. К ж- д я побед д ется нелегко. Не з будьте о существов нии т ко- го тормоз к к н строй н совершенный результ т. Против это- го вооружитесь прощением. Вы - человек человеку свойствен- но ошиб ться. Прощ йте себе ошибки н в шем пути вверх. И к ждый р з будьте бл год рны, что вы видите, что ошиб етесь. Хорошо вести н блюдения з своим продвижением через ст - дии отделения. Попыт йтесь з писыв ть свои мысли и ощущения, когд вы пыт етесь менять свой подход к проблем м. Очень по- лезно иск ть допустимые в ри нты для одной и той же ситу - ции. Ст р йтесь не подд ться искушению и отложить решение проблемы н "потом",. Чтобы в ш жизнь изменил сь у лучшему, в м необходим с модисциплин и непреклонность. Но избег йте поспешности и не брос йтесь в преобр зов ния чрезмерно стр стно, во избеж ние потери чувств ре льности и р внове- сия. Зн йте, что н иболее сложн я ч сть в ших изменений - это перестройк мышления, н это требуется время. Вы поймете, что вы совершили эмоцион льное отделение, когд у в с появится истинное сочувствие к пьющему лкоголи- ку; когд под влиянием чьей-то конструктивной критики вы не ощущ ете себя з детой и униженной, , н против, сумеете увидеть поводы к совершенствов нию; когд вы сумеете спокой- но выслуш ть эмоцион льные, но нечестные ж лобы и не пойдете н их поводу. Вы поймете, что отделились от нездоровья дру- гих людей, когд в с будут неспр ведливо обвинять, вы не ощутите виновности; когд вы н чнете видеть и смеяться смеш- ным вещ м в зтой жизни, когд ст нете пл к ть и в с не будет волнов ть, что это кто-то видит, когд вы н йдете положи- тельный путь для освобождения от гневных эмоций. Вы достигли отделения, когд действительно осозн ли, н сколько в шим лю- бимым необходимо жить с мостоятельно - соверш ть ошибки, встреч ться с последствиями ошибок и испр влять их. И все это не р ди в с, р ди своей жизни. Вскоре вы ощутите, что вы полны чувством собственного достоинств , но собственной в жности. Все вст ет н свои мест , приним ет ре льные р з- меры. Ит к, Попробуйте отделиться. Это ключ к освобождению от многих цепей, сковыв ющих рост в шей личности. Кредо отделения - Ты и я - мы соединены вместе я ценю этот союз и хочу сох- р нить его. - Тем не менее к ждый из н с - личность со своими неповтори- мыми потребностями и пр вом пыт ться удовлетворять их. - 13 - - Я зн ю, когд ты проявляешь гнев, зн чит тебе плохо. Я по- пыт юсь проявлять сочувствие и не отвеч ть злом н зло. - Я не буду приним ть обвинения и упреки з мои чувств ; я т кже попыт юсь не стр д ть вместо тебя. - Я буду ув ж ть твои потребности по мере своих возможнос- тей, не з быв я и о своих нужд х. - Я не ст ну иск ть пути решения твоих проблем, не ст ну де- л ть выбор вместо тебя. Я пост р юсь не жд ть от тебя ре- шения моих з д ч и не ст ну приним ть осуждений з мой вы- бор. К ждый имеет пр во н свое решение. - Обещ ю слуш ть тебя без осуждения, всегд ост вляя з со- бой пр во приним ть себя т кой, к к я есть; Я не хочу, чтобы ты под влял мое достоинство, взгляды, чувств , и т к же с м пост р юсь не дел ть этого по отношению к тебе. - Я сохр няю з собой пр во продолж ть р звив ться, к к лич- ность, и не позволю тебе препятствов ть этому. - Я молюсь о здоровых дружественных, вз имоудовлетворяющих отношениях и всю жизнь я буду стремиться ст ть т кой, к к я должн ст ть. Я молю того же и для тебя - чтобы ты стре- мился н иболее полно ре лизов ть все свои возможности и т л нты.